fbpx

Ошибки мышления

А можно ли думать неправильно? А думать правильно? 🤔 Сложно ответить на эти вопросы. Для каждого «правильно» какое-то свое. Можно сказать наверняка: «Каждый думает, как хочет!». Это все так, но существуют такие ловушки в мышлении, которые мешают нам жить качественно. Если мыслить так, то наша жизнь точно не будет становиться лучше. О чем идет речь?

🧠 Сегодня мы поговорим об ошибках мышления.

📌 Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на идее, что мысли вызывают эмоции. В любом событии важно будет то, что мы о нём подумаем, как объясним себе это событие. Затем соответственно этим мыслям возникнут эмоции.

📌 Жизненный опыт и, особенно, эмоционально трудные ситуации закладывают человеку такой способ мышления и восприятия, который в некоторых ситуациях будет ошибочно интерпретировать происходящее. Это называется в КПТ ошибками мышления.

Ниже список ошибок мышления, взятый из книги Джудит Бек «Когнитивно-поведенческая психотерапия»

1. Дихотомическое мышление (также называемое черно-белым мышлением, полярным или мышлением в стиле “все или ничего”)

Пример: “Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник”.

2. “Катастрофизация” (также называемая негативными предсказаниями):

Пример: “Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать”.

3. Обесценивание позитивного: успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения.

Пример: “Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что я способный, мне просто повезло”.

4. Эмоциональное обоснование, убеждение, что нечто должно быть правдой только потому, что вы “чувствуете” (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.

Пример: “Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по-прежнему чувствую себя неудачником”.

5. Навешивание ярлыков: наделение безусловными, глобальными характеристиками себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.

Пример: “Я неудачник”, “Он зануда”.

6. Магнификация/минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением негативного и/или преуменьшением позитивного.

Пример: “Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка “отлично” не говорит о том, что я умный”.

7. Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование)

Пример: “Один плохой результат по тесту [наряду с несколькими хорошими] свидетельствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться”.

8. “Чтение мыслей”: уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, и отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности.

Пример: “Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе”.

9. Сверхгенерализация: формулирование обобщающих негативных выводов, выходящих далеко за пределы текущей ситуации.

Пример: “[Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече], я не умею знакомиться с людьми”.

10. Персонализация: представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих.

Пример: “Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что-то не так”.

11. Долженствование (мышление в стиле “я должен”): наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведение. Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу.

Пример: “Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха”.

12. Туннельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации.

Пример: “Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *